Рождение микшерного пульта. Немного истории

10 апреля 2019

Аренда звука в АлматыВ ранние годы звукозаписи не было никакой потребности в микшировании . Вся работа с музыкальным балансом велась на этапе рассадки музыкантов, а сведением называлась предварительная отстройка баланса между главным вокалом и бэк-голосами. Единственный метод сведения существующий на тот момент был таков: микрофон устанавливался перед ансамблем или оркестром, а его выходной сигнал направлялся на рекордер или режущую монтажную машину. Далее, целая армия звукорежиссеров работала над полученной записью в мастерской. Распространенной считалась следующая рассадка музыкантов: ближе всех к микрофонам находились солисты, а остальная часть ансамбля чуть дальше. Однако вскоре стало возможным использовать одновременно несколько микрофонов, и корректировка баланса уже достигалась техническими средствами.

Процесс сведения такой, каким мы его знаем появился тогда же, когда и первые многодорожечные ленточные рекордеры. Это были обычно 4-х или 8-ми дорожечные устройства - простая консоль для микширования, которая занималась сведением треков уже после записи.

Первый микшерный пульт был изготовлен в 1958 году, компанией Вилли Штудера в Швейцарии. Это устройство, под названием «Studer 69», использовалось как катушечный магнитофон, и считалось портативным, но все же по сравнению с современными приборами было еще довольно громоздким. В то время, как 4-ех или 8-ми дорожечные консоли часто требовали предварительного сведения нескольких дорожек, появившийся в 70–х годах новый тип консоли- 16-канальной, позволял производить запись каждого канала на отдельную дорожку, одновременно. Этого вполне было достаточно. И в дальнейшем версия 24-канального рекордера уже была не столь востребована, ведь оказалось, что качество записи ухудшается от изобилия каналов. Оба формата работали с двухдюймовыми лентами, и предпочтительней, когда лента делилась на 16 каналов, а не на 24.

На таких консолях обычно работали несколько человек, так как каждый регулятор громкости канала занимал целую руку. Ширина фейдеров в какой-то мере и влияла на объёмы консоли, что естественным образом привело к идее «линейных фейдеров», которые уплотнили размеры пульта и расширили его число каналов. Теперь несколькими фейдерами одновременно можно было управиться одной рукой.

В конце 60-х годов транзисторы и многодорожечная запись заняли передовые позиции аудио-технологий. В 1970-ых годах появилась первая многодорожечная 32-канальная консоль. Были доступны эквалайзеры и посылы FX на каждом канале, и стала возможной маршрутизация сигнала с одного канала на другой.

В середине 1970-ых гг. Neve разработал NECAM, первый компьютерный-управляемый моторизированный фейдер, благодаря VCA автоматизации (это было электронное устройство, в то время, как простой фейдер - механическое). Кроме того, эти фейдеры можно было регулировать компьютером, благодаря специальным движкам. Следующим шагом в развитии моторизированных фейдеров было запоминание их значений, в связи с чем и возник термин «Total Recall», используемый сейчас в самых разных вариациях. На начальных этапах моторизированные фейдеры были настолько дорогими, что публика смогла оценить это нововведение только спустя десяток лет.

Тогда же, с коммерческой точки зрения стали доступными DSP (digitalsoundprocessing) фирмы Neve, что ускорило процесс миниатюризации консолей.

На изображении видно, как консоль работала со специальной программой. Аналоговый сигнал подвергался оцифровке в стэйджбоксе и отправлялся в виде последовательных цифровых данных с помощью оптико-волоконного кабеля на рэковую обработку. Вся обработка основана была на цифре – все что касалось процесса сведения сигнала, частотной коррекции, динамической обработки и др. Окончательный вариант сигнала далее направлялся в цифровом виде по протоколу AES/EBU на запись, либо преобразовывался для аналоговых вещательных устройств. Эта консоль была установлена в передвижных телевизионных транспортных средствах компании BBC, и вибрации от перевозок на нем очень плохо сказывались, что говорило о ненадежности при эксплуатации. Наверно его можно причислить к самым сложным и дорогим звуковым микшерам,когда-либо существовавшим.

Многие популярные производители микс консолей дебютировали в 1970 году. Наиболее известные производители в 1970 такие, как AMS Neve, Solid State Logic, API, Harrison и Raindirk.

В 1980 годах микшерный пульт аналоговый пульт Solid State Logic SL4000 был очень популярен, что в значительной степени определило звук 80-х годов. SL4000 стал таким известным из-за нескольких новых функций: расширенный стереокомпрессор, популярные параметрические эквалайзеры на каждый канал, вносимый окрас. Невообразимые опции маршрутизации, включающие возможность использования канального sidechain.

Говорят, что на счету этого микшера самое большое количество платиновых альбомов. Solid State Logic 4000 остается очень популярной консолью для сведения и в наше время, и многие Б/У из которых доступны на маркете. Их больше не ремонтируют, поэтому многие люди покупают пару неисправных консолей и собирают из них одну рабочую.

Интересно, что в этот же период советские инженеры были заняты разработкой 12-ти канального микшерного пульта«Электроника ПМ-01», который позже заполонил огромное количество государственных учреждений.

После 90-х многие любительские группы и исполнители записывали музыку в домашних условиях, во - первых появились действительно мощные DAWс первыми программными микшерами, а во- вторых цена многих из них стала доступной для многих пользователей. В это время появлялись как низкокачественные, так и достойные внимания домашние студии, а многие профессиональные студии звукозаписи потихоньку пришли к банкротству. На музыкальном рынке начался период кризиса. На вторичных рынках можно было встретить консоли высшего класса 80-90-ых гг. по низким ценам.

Количество компаний, производящих многоканальные аналоговые консоли, сокращалось, в то время как цифровые консоли начинали становиться всё более важными, а новое поколение звукорежиссеров и продюсеров выросло на DAW системах. Как и сейчас, многие хиты сводятся в маленьких студиях в проектах DAW с использование MIDI-контроллеров.

В конце 90-ых годов к началу 2000-х,казалось, что цифровые контроллеры с DAW окончательно вытеснят всё аналоговое оборудование из студий, но сегодня картина не так однозначна, не редко встречаются недовольные пользователи цифрового оборудования и в наше время.

Аренда звука в Алматы

Источник: academyofsound.ru


Вернуться на уровень выше