Методы записи концертов

19 мая 2021

Музыкальное оборудование в аренду в АлматыВ последнее время большой популярностью стали пользоваться концертные записи музыкальных коллективов и исполнителей. Эти записи обладают совершенно другой энергетикой по сравнению со студийными записями. В студийной практике часто встречается ситуация, когда исполнители и музыканты, работающие над проектом, даже не встречаются в студии. Запись проводится методом наложения. Различные партии могут записываться в разное время и в разных местах. На концерте все исполнители собираются вместе, присутствует публика. Задачей концертных записей является передача энергетики зала и эмоций исполнителей.

Поскольку на концерте присутствует публика, то это накладывает ограничения на расстановку микрофонов.

При записи существует три области расстановки микрофонов:

  • Микрофоны ближнего плана. Используются для записи отдельных инструментов музыкального коллектива. Эти микрофоны ставятся достаточно близко от инструмента.
  • Микрофоны общего плана. Эти микрофоны располагаются в области, где энергии прямого и отражённого звуков примерно равны. Данные микрофоны используются для передачи общего звучания музыкального коллектива в помещении, в котором происходит запись.
  • Дальние микрофоны или микрофоны "воздуха". Эти микрофоны ставятся в области, где отражённая от боковых поверхностей составляющая звука преобладает над прямым звуком. Они используются для передачи атмосферы акустики помещения, в котором происходит запись.

При расстановке микрофонов ближнего плана действуют те же принципы, что и при записи в студии.

Музыкальное оборудование в аренду от altsound.kz

О микрофонах общего и дальнего планов при записи концерта стоит сказать отдельно. Эти микрофоны устанавливаются в тех местах, где отраженные звуковые волны преобладают над прямым звуком. В архитектуре концертного зала такие точки могут располагаться только на слушательских местах, в проходах между рядами кресел. Из-за этого возникают сразу две проблемы, которые характерны именно при записи концерта. Первая: проходящие к своим креслам слушатели совершенно не обращают внимания на микрофонные стойки в проходе. Естественно, что ножки стойки могут задеваться ногами. Микрофон может быть и не упадет, но наверняка изменит местоположение и направленность оси.

Следует осторожно ставить дальние микрофоны вблизи кресел: если стойка хоть чуть-чуть коснется кресла, малейшее движение любого слушателя в этом ряду будет вызывать неустранимые помехи в записи. В некоторых залах эту проблему решают, подвешивая микрофоны на тонком и прочном тросе, протянутом над слушателями примерно на высоте установки этих микрофонов. Вторая проблема, связанная с микрофонами дальнего плана шум публики. Помимо постоянного покашливания, еще скрипят кресла и паркет, хрустят обертки от цветов, обязательно периодически у кого-нибудь будут звенеть электронные часы или мобильные телефоны.

Из-за этого некоторые звукорежиссеры вообще отказываются от использования "дальних" микрофонов на концерте. Наверное, не стоит совсем уж пренебрегать "дальними" микрофонами, но пользоваться ими следует осторожно, учитывая все перечисленное. Например, разница в расстояниях от "дальних" до исполнителя и до слушателя отчасти компенсируется высотой стоек. Чем стойка выше, тем эта разница меньше, ведь с увеличением высоты расстояние до исполнителя не меняется, а расстояние до слушателя увеличивается.

В студийной практике звукорежиссер может выбирать место постановки общего микрофона, руководствуясь различными соображениями может даже вообще отказаться от него. Он, как правило, устанавливается у сцены на полу в самом центре рампы и фокусируется так, чтобы в зоны максимальной чувствительности его головок попадало все, что происходит на сцене. Иногда его устанавливают на сцене, но это происходит в тех случаях, когда исполнители садятся, слишком, вглубь сцены, и на общем микрофоне, установленном на полу, звучат тускло и неконкретно. Удобство его расположения на полу связано еще и с тем, что ножки стойки, на которой установлена эта пара, не мешают исполнителям свободно передвигаться по сцене, выходить на поклоны, а дирижер не заденет стойку в экспрессивном жесте. Конечно, стойку могут задеть и слушатели, но, как правило, расстояние между сценой и первым рядом позволяет не опасаться этого.

Общий микрофон основа звучания при записи концерта, и единственная надежда звукорежиссера в непредвиденных случаях. Ближний микрофон могут уронить исполнители, его провод может быть поврежден тяжелым инструментом, о "дальний" могут споткнуться слушатели, наступить на кабель или дернуть его. Общий это микрофон, который сохранит картину звучания в естественном балансе и с более или менее естественным тембром при любых повреждениях на других участках. При отсутствии общего микрофона очень трудно выровнять план звучания, а инструменты звучат близко и разобщено.

Самым трудным и неблагодарным с точки зрения результата является сборный концерт. Как правило, это праздничные или посвященные каким-либо событиям концерты, в которых выступают самые разнообразные коллективы и солисты. Состав может меняться с каждым номером. Отыграл оркестр выходит певец. В студии можно продумать оптимальную расстановку микрофонов для каждого состава. На концерте такой возможности нет.

Несколько слов о записи концерта с репетицией. Запись репетиций проводится только для того, чтобы неудавшиеся на концерте места позже можно было бы заменить репетиционными. Но по звучанию репетиционная запись звучит иначе, чем запись сделанная во время концерта.

Действительно, заполнившая зал публика ощутимо меняет акустические свойства зала, поглощая акустические колебания. Этот эффект обязательно нужно учитывать иначе смонтировать такой концерт с записью репетиции будет проблематично. Помимо этого записи с репетиции и концерта могут отличаться по темпу.

Существует второй способ записи концертов. После концерта производится перезапись тех мест, в которых произошли накладки. Этот способ позволяет добиться максимальной совместимости перезаписанных фрагментов с концертной записью.

Запись концертов может производиться как на одно, двухдорожечный носитель, так и на многодорожечный носитель.

Проведение записей концертов. Для достижения качественного результата звукозаписи концертных выступлений запись необходимо производить на многодорожечный носитель, с последующим сведением. Благодаря такому варианту записи впоследствии можно исправить некоторые ошибки музыкантов и исключаются ошибки звукорежиссёра, т.к. сведение происходит после концерта и есть возможность провести несколько вариантов сведения.

Выбор оборудования

Ввиду того, что в настоящее время повсеместно почти закончился переход от аналоговой записи звука к цифровой звукозаписи, многие компании производители прекращают выпуск аналоговых устройств и переходят на выпуск цифровых.

Цифровые технологии предоставляют широчайшие возможности по обработке и монтажу звукового сигнала. Цифровая форма представления звуковых сигналов, защищает звуковые записи от деградации при перезаписи, при распространении музыкальных программ, при длительном хранении. Ещё одним важным плюсом в сторону полностью цифровой студии является то, что современная цифровая техника по цене сопоставима с аналоговыми устройствами. В цифровых устройствах появляется возможность реализовать устройства "all in one", т.е. всё в одном. Например, реализация звуковой студии на базе персонального компьютера, когда аналогами различных устройств являются различные программные модули (plugin), подключаемые к программе, в которой происходит запись, обработка и сведение аудиоматериала без выхода из цифровой среды.

Поскольку предполагается проводить записи, когда несколько десятков исполнителей выступают на сцене одновременно и при этом иметь возможность впоследствии создавать на базе записанного материала для разных нужд, таких как запись на CD, сведенная фонограмма для телевидения, фонограмма для радио, необходим многоканальный рекордер с большим количеством каналов. Что бы в идеальном случае для каждого исполнителя была как минимум одна дорожка записи. Поскольку самыми большими составами, выступающими являются симфонические оркестры то для записи таких коллективов, из сложившейся звукорежиссёрской практики, необходимо не менее 32 каналов записи. При этом используется полимикрофонная технология, когда несколькими микрофонами снимается сигнал от одной группы инструментов и микшируется на подгруппу каналов. Так же в записи используются общие.

Музыкальное оборудование в аренду в Алматы

Источник: ex-sound.ru


Вернуться на уровень выше