Наверняка, подбирая свето-графическое оборудование для проведения ответственного мероприятия вам приходилось встречать фразу «светодиодный экран шаг пикселя». Компании, предлагающие вам свою LED-продукцию, в качестве аргумента приводили сведения, что «шаг светодиодного экрана» у них меньше, чем за туже цену имеет продукция конкурентов. Чтобы говорить с поставщиками на одном языке имеет смысл подробнее разобраться в вопросе.
С чего все начиналось?
История светодиодных экранов начинается с 1977 года. Первый образец был монохромным (одноцветным) и не вызвал большого ажиотажа. Развитие этого направления возобновилось лишь в начале 90-х, после изобретения светодиода способного испускать синий цвет (красный и зеленый уже существовали несколько десятилетий). Поскольку появилась возможность путем сочетания 3-х базовых цветов (система цветопередачи RGB) получать до 16 777 216 различных оттенков (включая белый).
В наши дни LED-дисплей, а также изделия на его основе получили самое широкое распространение. Особенно в рекламно-информационной сфере. Используются, как неподвижные конструкции, так и сборно-разборные варианты. На улице и внутри зданий. Вариативность при выборе пропорций высоты и ширины, модульность конструкции позволяет приспособить его под любые задачи.
Особо широко различные типы светодиодных экранов применяются в наружной (outdoor) рекламе, концертной и шоу-индустрии, оформлении ТВ-студий и при организации сопровождения различных конференций.
Как устроен светодиодный экран?
Важным понятием в описании устройства светодиодного дисплея (и любого другого) является пиксель (pictures element). Неделимый элемент, мельчайшая единица изображения, светящаяся точка, зерно. Физически это может быть один или несколько диодов.
Технология LED (Light Emitting Diode) применительно к дисплеям использует 2 типа создания пиксельной конфигурации: DIP и SDA.
DIP – это когда каждый диод (лампочка) вставляется в плату самостоятельно в собственном корпусе. Пиксель в таком случае представляет собой набор из нескольких (минимум 3-х) рядом расположенных диодов разного цвета. Используется в основном для конструкций, используемых в наружной рекламе, поскольку обладает большей световой силой и защищенностью от внешнего воздействия. Минусы – невозможность миниатюризации.
SDA – тип конфигурации, наиболее распространенный в настоящее время, дает больше возможностей для создания дисплеев. В нем пиксель представляет собой конструктивно один элемент, который состоит из 3-х светодиодов, помещенных в один корпус. Этакая трехцветная лампочка. Эти элементы размещаются на плате (определенного размера), полностью самостоятельной технологической единице, называющейся модулем. Несколько модулей объединяются (единым корпусом и блоком питания) в кабинет (другое название панель), который имеет комфортный для транспортировки и монтажа вес, снабжен замками для стыковки с аналогичными изделиями.
Выбираем светодиодный экран по характеристикам
Из кабинетов набирается светодиодный экран нужных заказчику пропорций и размера. Стандартные пропорции – это исторически сложившиеся 4:3 и 16:9 (типовые для компьютеров и видео).
Важными характеристиками светодиодных экранов (как и любых других устройств для визуализации) для сравнения их между собой, являются:
- шаг пикселя;
- разрешение;
- яркость (светосила);
- контрастность изображения
Светодиодный экран шаг пикселя
Одной из важнейших характеристик дисплея (любого) является пиксельный шаг светодиодного экрана. Обозначается латинской буквой P и означает расстояние в миллиметрах от центра одного пикселя до центра близлежащего. Например, обозначение HD-AIS Р2.5 означает, что перед нами светодиодный экран шаг пикселя, которого равен 2.5 мм. Чем короче шаг пикселя, тем более четкое изображение будет обеспечивать аппарат. Существующие технологические ограничения (по размеру диодов) на данный момент не позволяют предлагать потребителям устройства с P меньшим 1 мм.
С характеристикой пиксельный шаг светодиодного экрана напрямую связан следующий, важный в этой сфере термин, разрешение экрана.
Разрешение светодиодного экрана
Разрешением экрана принято считать количество пикселей, умещающееся на нем. Для монитора компьютера, например, это - 800x600, 1024x768 или 1280 x1024. Соответственно, чем меньше (короче) пиксельный шаг, а ширина и высота изделия наоборот, тем больше разрешение светодиодного экрана (не путать с графическим разрешением/плотностью).
Например, светодиодный экран 3х2 метра, составленный из элементов имеющими шаг пикселя P 3.91, будет иметь разрешение 768х512. А у модуля, из которых эта конструкция будет составлена, разрешение будет всего 128х128 (при размере 500х500мм). Поэтому в характеристики вводят еще один элемент (связанный с параметром пиксельный шаг светодиодного экрана) – плотность пикселей. Плотность - это количество точек на 1 кв.м. Чем этот параметр выше, тем четче изображение. От него зависит комфортное для человека расстояние до табло.
Яркость светодиодного экрана, контрастность и цвета
Светодиодные экраны для помещения и для улицы помимо стойкости к внешним воздействиям имеют существенное различие по требуемой для выполнения задач яркости свечения. Это вполне понятно, поскольку на улице им приходится конкурировать с солнечным светом, а внутри здания, лишь с источниками искусственного освещения. Благодаря этому, характеристики светодиодных экранов, предназначенных для внутреннего использования, по параметру «яркость» могут быть в 4-5 раз меньше. Яркость светодиодного экрана для помещения составляет от 800 до 1200 кд/м2, тогда как у уличного – не менее 6000 кд/м2. Благодаря этому, в такой же пропорции снижаются затраты на энергоснабжение (потребляемую мощность), уменьшаются габариты (за счет использования менее мощных элементов) и вес модуля.
Контрастность зависит, от яркости диодов и от «черноты» материала из которого изготовляется подложка модуля. Настройку цветопередачи в основном осуществляют программными способами.
Как выбирать светодиодные экраны для помещения?
Для внутреннего применения LDE-дисплеев (при проведении пресс-конференций, собраний и т.п.) необходимо учитывать комфортную для зрителей дистанцию просмотра. Это, то расстояние, при котором зрители будут воспринимать изображение целиком, без зернистости. Существует эмпирическая (выведенная опытным путем) зависимость между пиксельным шагом светодиодного экрана и комфортным расстоянием. Это 1 м на 1 мм шага. При такой пропорции глазам наиболее комфортно. Значит, светодиодные экраны шагом 3 мм надо размещать так, чтобы зрители могли их наблюдать на расстоянии в 3 метра. Вполне приемлемое для конференц-залов, используемых с целью сбора не очень многочисленных групп.
Аренда светодиодного экрана
Если необходимо провести какое-то разовое мероприятие с использованием мультимедиа, все необходимое оборудование (в частности пользующиеся высоким спросом светодиодные экраны шагом 3 мм) можно взять в аренду.
Led экраны Алматы
Источник: rent4all.ru